DOI 10.36461/NP.2024.71.3.022
УДК 621.436.24
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЁННОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ТРАКТОРНЫЙ ДИЗЕЛЬ
А.П. Уханов, д-р техн. наук, профессор; М.В. Рыблов, д-р техн. наук, доцент;
И.В. Сёмин, аспирант
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный аграрный университет», г. Пенза, Россия, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Для улучшения тягово-экономических и экологических показателей трактора разработаны технические решения по практической реализации способа разделенной подачи топлива (РПТ) в дизель. Данный способ заключается в подаче на такте впуска дизеля определенной дозы углеводородного топливного активатора (бензина, керосина, смесевого спирто-бензинового топлива и др.) с образованием воздушно-активаторной смеси (В-АС) во впускном коллекторе и последующей подаче в образованную смесь в конце такта сжатия основной дозы моторного дизельного топлива (ДТ). Для реализации РПТ дизель необходимо дооснастить системой поцилиндровой подачи В-АС с микропроцессорным управлением. Основой такой электронно-технической системы является микропроцессорный блок управления (МПБУ), который обрабатывает входящую информацию от датчиков нагрузочно-скоростного режимов дизеля и вырабатывает исходящие электрические сигналы, управляющие включением электронасоса и работой электромеханических форсунок, осуществляющих поцилиндровую подачу топливного активатора в ветви впускного коллектора дизеля. Для функционирования микропроцессора блока управления в него на машинном языке записывается алгоритм управления дозированной подачей топливного активатора. Конструктивное исполнение МПБУ, осуществляющего вычисление продолжительности впрыска активатора электромеханическими форсунками и обеспечивающего фазированное образование В-АС, согласованно с моментом начала такта впуска в цилиндрах дизеля. Для предварительных испытаний опытного образца системы микропроцессорного поцилиндрового управления (СМПУ) подачей В-АС на этапе лабораторных исследований изготовлено устройство, имитирующее работу датчиков нагрузочно-скоростных режимов дизеля. Имитатор позволяет осуществить тестирование микропроцессорной электронно-технической системы без использования моторного стенда и датчиков, установленных на дизель, что упрощает процесс отладки и доводки системы за счет снижения трудозатрат и издержек на электроэнергию и моторное топливо, затрачиваемых в процессе стендовых исследований. Выполненные НИОКР позволили провести стендовые исследования дизеля и трактора с разделенной подачей топлива, которые подтверждают улучшение тягово-экономических и экологических показателей тракторной техники.
Ключевые слова: тракторный атмосферный дизель, разделенная подача топлива, воздушно-активаторная смесь, микропроцессорное управление, имитатор нагрузочно-скоростных режимов.
Информация о публикации Посмотреть статью